Игра и психическое развитие ребенка неразрывно связаны – в этом уверены все современные психологи. Именно поэтому рекомендуется почаще и поактивнее использовать такой вариант развития ребенка, как сказкотерапия. Причин, по которым стоит использовать игру для творческого и прочих вариантов развития малыша, довольно много. И игнорировать такой способ не стоит, ведь игровые моменты в общении с ребенком позволяют увидеть проекцию мышления крохи, то, как развито его воображение, какие у него склонности и интересы.

Каким образом игровые элементы влияют на ребенка

Как игры влияют на ребенка, таким вопросом задаются многие. Психологи же и педагоги составили целый список преимуществ такого варианта развития. Так, например, утверждается, что в процессе игры ребенок учится общаться и взаимодействовать с другими детьми. У ребенка нарабатываются новые навыки, которые обеспечивают полноценное общение с обществом (независимо от возраста другой стороны).

Игра позволяет получить определенный круг – она развивает воображение малыша. А чем лучше развито воображение, тем более интересные и необычные игры может придумывать малыш для себя сам. И тут стоит понимать, что к ребенку, который умеет придумывать много разнообразных игр, чаще тянутся дети. К тому же такое активное включение в игровой процесс позволяет ребенку повысить в себе коммуникабельность и общительность.

Так как для ребенка игра – самое важное и интересное развлечение, соответственно, и важную, необходимую информацию он мог получать именно в игре. Тогда у него не будет никакого отрицания и нежелания учиться новому.

Во время игры малыш может усваивать разные поведенческие модели. Значение игры в развитии ребенка дошкольного возраста переоценить сложно. Так, например, играя в магазин, кроха учится взаимодействовать с незнакомыми людьми – вести себя определенным образом, быть более размеренным и вежливым. Некоторые, наоборот, начинают вести себя в такой игре более развязно, нагло, и это тоже проявление тех или иных черт характера малыша. Кроме того, родителям стоит понимать, что ребенок в такой игре далеко не всегда самостоятельно выстраивает логические цепочки и связи – нередко он копирует поведение родителей. И такой вариант воспитания становится удобным для корректировки и своих линий поведения, и тех установок, что преподносятся ребенку.
Игра как вариант развития ребенка Игра для ребенка становится способом развить свою ответственность, научиться сопоставлять мысли и действия, учит считать теоретические последствия тех или иных действий, позволяет развить внимательность. Кроме того, игра позволяет обучить малыша дисциплине – ведь игра нередко подразумевает коллективную деятельность, а тут без определенных социальных условий и соблюдения правил не обойтись.

В игре также могут ярко проявится такие моменты, как лидерство и ведомость. Соответственно, родителям можно присмотреться к тому, какую линию поведения выбирает кроха, чтобы потом умело развивать эти качества. Ребенок-лидер тут же берет всю инициативу на себя, у него много идей, как разнообразить игру, он будет брать на себя ответственность за различные действия в ходе процесса. Однако если ребенок оказывается ведомым, он станет подчиняться всем правилам, которые ему предлагаются. Тут важно понимать, что у родителей есть шанс, заметив ведомость ребенка, начать развивать в нем качества лидера.

Игры с игрушками помогают обучить ребенка простым действиям – делиться, меняться, убирать за собой. Считается, что именно игра лучше всего учит малыша развивать мышление, креативность, ум, умение считать все свои последующие шаги, угадывать поведение других людей.

Виды и классификация игр

Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста напрямую зависит от вида деятельности. Сегодня выделяют разные варианты и виды игр:

  • Игры, возникающие по инициативе самого ребенка
  • Игры по инициативе взрослого
  • Игры, появляющиеся из традиций и обычаев

О самостоятельной занятости чаще всего говорят у малышей, когда в определённой деятельности задействован только один ребенок, причем он сам начинает игру, и сам определяет, что и как в ней будет происходить.

Игры, возникающие по инициативе взрослого, могут оказывать определенное влияние на психическое развитие ребенка. Ведь именно взрослый определяет степень нагрузки, красочность сюжета, исходя из физических возможностей крохи. К числу таких игр можно отнести живые паззлы. Такие сборные картинки в 3D-формате максимально отвечают потребностям и запросам современных детей. Ведь им нужна интересная игра, а если предмет, получающийся при сборе картинки, выходит объемным, то это вообще идеально. Ведь его можно рассмотреть, получив подробное представление о масштабе, форме и объеме – это гораздо лучше, чем усваивать теоретические знания о том, что такое объем и форма.

Игры из традиций – это те, которые присущи определенной национальности. Они обычно узко направлены.

Также выделяют следующие варианты игр, которые могут использоваться в качестве средства развития малыша:

  • Обучающие
  • Досуговые
  • Эксперименты
  • Сюжетные
  • Подвижные
  • Виртуальные

Игра как вариант развития ребенка Игра как средство развития творческих способностей ребенка – отличное решение многих педагогических задач. Различные опыты (а сегодня есть огромное количество готовых наборов для тех или иных опытов, для варки мыла, создания свечей и т.д.) позволяют ближе познакомиться с реальным миром. Досуговые варианты помогают хорошо отдохнуть и при этом обучиться чему-то новому – исподволь, ненавязчиво.

Обучающие варианты отлично подходят, когда нужно донести до крохи какую-то важную информацию, но никак не хочет не воспринимать ее традиционным образом. Виртуальные игры подразумевают использование гаджетов. Сюжетны – это самый традиционный вариант игровой деятельности, позволяющий ребенку по максимуму примерить на себя разные роди и попробовать пожить той или иной жизнью.

Вариантов игр может быть много – детские кукольные спектакли, подвижные игры на воздухе, чтение по ролям, мастер-классы и т.д. В этом ряду отдельно стоят новинки – раскраски и энциклопедии. Книги дополненной реальности позволяют показать ребенку объемный и красочный мир. Все объекты в них 3D, а значит, объемные и доступные. Кроме того, такие книги обычно соединены с гаджетами, что дает им элемент виртуальности – они отлично оживляют получившихся героев и позволяют ребенку разнообразить игру, проиграть те или иные ситуации, предложить свои варианты развития событий.