Мышление у детей, как уже давно доказали ученые и психологи, крайне гибкое. Развиваться оно может в разных направлениях. И задача родителей – организовать этот процесс так, чтобы получить максимум пользы для малыша. Тем более, что сегодня есть довольно большое количество методик и тактик, с помощью которых можно развить своего ребенка, дав ему возможность стать успешной и гармоничной личностью.

Именно дошкольники

Ученые, изучая природу мышления, пришли к выводу, что оптимальным вариантом является развитие творческого мышления у детей дошкольного возраста. Связано это с рядом причин. Так, например, именно на этом этапе жизни дети решают задачи, которые связаны с определением предметов по их основным характеристикам. Если расставить акценты именно на таком варианте и подходе, можно способствовать формированию у ребенка высокого уровня интеллекта и существенно расширить список его умственных способностей – он станет отличаться гибкой логикой, будет уметь быстро считать, писать и читать. Также его креативность позволит всегда находить нестандартные выходы из предложенных ситуаций.

Развитие творческого начала в ребенке садовского возраста позволяет ему получить большую гармонию, стабильное эмоциональное состояние, он лучше может управлять своим поведением, легче адаптируется в обществе и находит общий язык со сверстниками. Различные системы развития интеллекта позволяют ребенку по максимуму развивать воображение, вследствие чего он может из имеющихся фрагментов собирать нечто новое.

Специалисты отмечают, что у детей с самого рождения идет развитие фантазия, которая бурно развивается к 5-6 годам. За счет этого они далеко не всегда могут отличить реальность от выдумки. Плюс им не хватает жизненного опыта. Чтобы у малыша складывалось правильное представление о мире, нужно помогать ему дифференцировать вымысел от реальности уже с 3-4 лет. Отличным решением станут разные эксперименты, отслеживание действий простых механизмов.

Кстати, многие из них ребенок знает уже с рождения, например, – это погремушка, ее трясут, она издает звуки. Кстати, отличным наглядным пособием станут раскраски дополненной реальности, или, как их еще называют, раскраски. Ребенок может получать трехмерных персонажей, понимать более детально за счет их объемности строение деталей и форм, с ними он может играть в интерактивные действия.

Развитие мышления у детей

Когда дети дорастают до возраста 5-6 лет, с ними уже стоит смотреть познавательные передачи, детские развивающие мультики и обсуждать действия персонажей и героев. Причем совместный просмотр стоит осуществлять уже с самых первых серий. Ребенок таким образом получает сразу несколько важных пунктов развития, среди которых:

  • Гибкость мышления: за счет этого он умеет рассматривать ситуацию с разных сторон
  • Беглость – малыш может быстро генерировать разные идеи
  • Оригинальность: ребенок умеет придумывать необычные и интересные вещи, что в дальнейшей жизни, даже в процессе обучения в стандартной школе окажется для него довольно важным

Действия родителей для развития малыша

Развитие творческого мышления и интеллекта у ребенка не произойдет само собой – его надо направлять. Поэтому родителям стоит вооружиться разными приемами и возможностями, чтобы максимально успешно начать развивать кроху. Так, специалисты уверены, что надо выполнять ряд простых несложных пунктов:

  • Формировать и всячески поощрять фантазию малыша
  • Помогать ребенку творить
  • Становиться помощниками в деле воплощения идей в реальность

В первом случае речь идет о банальных ситуациях, с которыми сталкивались все. Ребенок рассказывает родителям, что у него в комнате появился ручной и живой автомобиль, и предлагает поиграть с ним. Родителям не стоит сразу же отметать эту идею и называть ее вымыслом, домыслом и чушью. Тут важно понять, что на данный момент малыш находится в своем мире-игре, в которой машина действительно живая и контактирует с ним. Чтобы не загубить у ребенка творческое начало сразу, лучше стоит с ним поиграть и поддержать эту фантазию.

Развитие мышления у детей

Что касается второго пункта, специалисты рекомендуют родителям озадачиться приобретением необходимого инвентаря – все тех же красок, кистей, карандашей и т.д. Это позволит ребенку начать творить тогда, когда его посетила нужная мысль – ему не придется тратить время на поиск и ожидание покупки необходимых предметов.

Помогать творить может быть сложнее – ведь рекомендуется шить одежду куклам, мастерить гаражи, домики, детские кухни и т.д. Однако родителям все же стоит научиться это делать. Тем более что необязательно, чтобы все эти поделки были идеально выполненными – ведь в игре воображение позволит сгладить все нюансы и детали. Главное, что ребенок увидит, что родители готовы идти ему на встречу.

Отказ от шаблонов

В большинстве случаев, как отмечают специалисты, современные родители идут по упрощенному пути. Сегодня в магазинах представлено огромное количество различных наборов для развития детей всех возрастов – наборы для рисования, лепки, дидактические материалы и т.д. В их обилии теряются даже взрослые. И если все это богатство выложить перед ребенком, никаких результатов добиться от него не получится. Ведь он попросту не сможет все это применить на практике.

В этом случае малыш может столкнуться с разными система развития, которые будут противоречить друг другу. Кроме того, обилие разных методик будет развивать все и сразу, с частью предметов он может играть и довольно успешно, но часть может оказаться заброшенной безвозвратно.

Стоит заранее продумать тактику своих действий, и идти в определенном направлении, не размениваясь на тысячи деталей. Так, например, можно приобрести для детей интерактивные энциклопедии, из которых он сможет получать информацию с особым интересом. В обычной книге все написано достаточно лаконично – пространство листа и особенность функционирования детского мозга, который не сильно долго удерживает внимание. Из-за этого книги могут «брать» детей, в основном, красочностью картинки. Информации же при этом он получает не так и много. А она такая интересная и так много дает для развития интеллекта.

Развитие творческого мышления ребенка пойдет явно лучше с современными интерактивными технологиями. Они способствуют и большему потоку информации, и возможности проверить свои знания, и пощупать картинки, т.к. те выполнены в 3D.

Отказ от шаблона позволит ребенку получить больше возможностей своего развития и предоставит ему максимум шансов поработать с воображением. Различные строительные игрушки очень хорошо развивают воображение малыша. Кроме того, игру можно усложнить, предложив ребенку строительство из неожиданных объектов, например, огурцов и т.д.

Какие действия полезны

Специалисты в области детства составили свои рекомендации, какие методики окажутся довольно полезными в деле развития творческого мышления у крохи.
В список входят:

  • Применение необычных ассоциативных образов
  • Проведение творческих тестов
  • Работа в качестве созидателя
  • Поощрение фантазирования на простых, но неоднозначных предметах
  • Создание театра теней

Необычные ассоциации позволяют ребенку расширить рамки своей мыслительной деятельности. Так, например, можно выбрать в стандартном помещении обычный и привычный малышу предмет. Например, это может быть любая игрушка, лампа или даже стол. Он должен подобрать к этому предмету как можно больше разных ассоциативных вариантов и названий, например, называть ту же лампу холодной, теплой, яркой, блестящей и т.д. Можно усложнять задание, прося ребенка называть характеристики все теми же прилагательными, но довольно нестандартными и не вписывающимися к слову лампа очевидно. Например, лампа жареная, загадочная и т.д.

Творческие тесты сегодня достаточно широко распространены. Ребенку предлагается набор простых символов, типа палочек и кружочков и разные наборы подручных материалов – мех, кожа, бусинки, засохшие цветы, краски, карандаши и т.д. Из этого он может строить интересные и неожиданные рисунки.

Развитие мышления у детей

Созидать можно с помощью красочных и необычных живых энциклопедий. Они помогут представлять объекты максимально полно, т.к. дают представление о трехмерной картинке. Кроме того, такие книги яркие и красочные с интересными картинками. Возможность интерактивного взаимодействия усиливает интерес, т.к. помогает узнавать информацию более «живую». Это для современных детей в разы интереснее, чем просто читать напечатанный текст. С героями энциклопедий можно поиграть, представить для них разные ситуации и т.д.

Работа с неоднозначными предметами позволяет ребенку научиться думать логично, размышлять, подбирать варианты. Так, например, кроху можно попросить описать облако.

Очень интересным и увлекательным как для детей, так и для родителей может оказаться театр теней. Сценарии – исключительно на волю фантазии, необходимый инвентарь также может быть любым. Здесь широкое поле для интерактива, а тени позволяют получить четкое или размытое изображение, что дает понятие и о форме в целом, а также о содержании.

Важное условие – развитием интеллектуальных способностей малыша и его воображением надо заниматься постоянно. Периодические подходы тут не помогут. Кроме того, вся система занятий должна быть комплексной, только тогда она будет эффективной. Также можно дополнительно записать ребенка в кружки и секции по интересам. Важно помнить, что возможность творчески мыслить отлично раскрывается в дружелюбной среде и среди единомышленников.